Рындина Анна Вадимовна: Благодатное дарование



Академик Рындина Анна и Ваш покорный слуга

Моленные образы, вышитые Михаилом Мчедлишвили, уникальны во многих отношениях. Во-первых, он оказался мастером, открывшим «новый мир» грузинского религиозного искусства, ибо в лицевом шитье здесь не было той древней и поистине великой традиции, как в перегородчатых эмалях или чекане, которые не только с успехом соперничали с византийскими аналогами, но и оказались на грузинской почве воистину «долгожителями», войдя в искусство позднего Средневековья, а затем и в современности.

Самобытность работ худоржника безусловна, как и безусловно строгое соблюдение церковного канона. Хотя работы Михаила Мчедлишвили «живут», одновременно, в условном мире иконы и в пространстве народного творчества, это не только не снижает их духовной значительности, а, напротив, усиливает чувство достоверности образов и искренней их молитвенности, свойственной сознанию древнего христианского народа.

Выразительные средства вышивки, на первый взгляд, не такие уж разнообразные, все же в принципе своем сродни именно иконам, написанным на досках. Хотя «веществом» здесь является шелковая нить, казалось бы ограничивающая технические возможности мастера и выполняющая разом и собственно-живописные, и графические, и декоративные функции, итог работы от этой кажущейся «бедности» нисколько не страдает. При постоянной игре переменчивого света поверхность икон делается как бы живущей собственной жизнью, разнообразной и сложной, как в мозаике и эмалях. Можно сказать, что свет в буквальном смысле становится сотрудником мастера. Причем несомненна не случайность этого «содружества», а выверенный и тонко просчитанный художником учет.

Последнее кардинально отличает иконы Михаила Мчедлишвили от традиционного церковного шитья православного мира. Там использовались не только цветные шелка, но и обилие металлических нитей, которые в сочетании со сложными рельефными деталями («ягодки», «черенки», «клопчики», «перышки» и т. д.) придавали «живописи иглой» самостоятельные пластические эффекты, фактурные нюансы, связанные с функциями предметов, местоположением их в храме, степенью сакральной значимости. Совсем не случайно долгое время это мастерство воспринималось в регистре «прикладного искусства». Целью же Михаила Мчедлишвили является создание средствами вышивки иконы для углубленной личной молитвы, в течении которой происходит как бы «строение души» человека. Достижение этой цели возможно лишь в силу особости внутреннего склада мастера, который творит медленно, проникаясь всецело в образ святого с его подвигами, изучает Жития как достоверные исторические источники и потому максимально близко подходит к постижению личности и на физическом, и на мистических уровнях, независимо от того, когда и где жил святой.

В этом счастливо соединились древняя традиция сотворения икон с искренней и по-детски чистой верой современного человека.

Истинно-народный дух, пронизывающий создания мастера, вовсе не занижает их до уровня примитива, а лишь выявляет особенность менталитета, диктующую избирательность выразительных средств.содружества.

© Рындина Анна Вадимовна, доктор искусствоведения; профессор; заслуженный деятель искусств РФ; действительный член РАХ; зав. отд. церковного искусства